Справочник по дизайну

Начинаем оформлять справочник по пространственным видам искусства, таким как декоративно-прикладное искусство, живопись, графика, скульптура, архитектура и театрально-прикладное искусство. Сюда будут включены основные определения стилей в дизайне и красочные иллюстрации к ним. Вы тоже можете поучаствовать в создании этой копилки знаний, обещающей стать удобной, полезной и познавательной.

Ампир - стиль позднего классицизма в архитектуре и прикладном искусстве Западной Европы, для которого характерны строгие архитектурные формы (дорический и тосканский ордера) и обращение к дрепнеегипетским декоративным формам (военные трофеи, крылатые сфинксы).

Анфилада - ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений, дверные проёмы которых расположены на одной оси, благодаря чему при открытых дверях создаётся сквозная перспектива всех интерьеров. Чаще всего встречается во дворцах барокко и классицизма.

Ар деко - стилевое течение в искусстве второй четверти 20 века, для которого характерно: (1) сочетание монументальных утяжеленных форм с изощренным украшательством; (2) сочетание элементов стиля модерн, кубизма и экспрессионизма; (3) использование выразительных форм технического дизайна.

Бионика - (от греч. biōn - элемент жизни), наука, пограничная между биологией и техникой, решающая инженерные задачи на основе анализа структуры и жизнедеятельности организмов. Тесно связана с биологией, физикой, химией, кибернетикой и инженерными науками - электроникой, навигацией, связью, морским делом и др. Идея применения знаний о живой природе для решения инженерных задач принадлежит Леонардо да Винчи, который пытался построить летательный аппарат с машущими крыльями, как у птиц - орнитоптер. На картинке: Бионический стиль испанского архитектора Гауди.

Калевала - или "страна Калевы" - финский национ. эпос из 50 песен-рун эпического, лирического и мифологического характера. Это приключения сыновей Калевы, добивающихся руки дочери Лонги, властителя Похьоло.

Классицизм - стиль в архитектуре XVIII — первой половине XIX вв., одной из важнейших черт которого явилось обращение к образам и формам античного зодчества (ордерная система с колоннами) как идеальному эстетическому эталону. Часто встречающимся мотивом церковных построек становится венчающая храм купольная ротонда. В истории стиля выделяются периоды раннего и зрелого классицизма (1760-е гг. — начало XIX в.) и поздний классицизм — ампир.

Рококо - (от франц. rocaille - раковина) - стиль искусства, развившийся в XVIII в. в Европе на почве декаданса феодально-дворянской культуры. Это было искусство, отмеченное печатью высокого мастерства, изумляющее своей грацией и изяществом. "Величественное" начинает рисоваться пресным и старомодным. Воцаряется галантная игривость, фривольная беззаботность.

Сфинкс - в Древнем Египте - воплощение царской власти; статуя, изображающая фантастическое существо с телом льва и головой человека или священного животного.

Функционализм - направление в зарубежном зодчестве 20 в., основанное на утверждении первичности функции произведения архитектуры по отношению к его форме. Идеи целесообразной архитектуры развивались под влиянием теорий естественных наук (прежде всего эволюционной теории Ч. Дарвина). Систему идей американского функционализма конца 19 в. завершил архитектор Л. Г. Салливен. Выдвинутая им формула "форму определяет функция" в середине 1920-х гг. была подхвачена западно-европейскими архитекторами (Ле Корбюзье во Франции, архитекторами из "Баухауз" в Германии - В. Гропиус, Л. Мис ван дер Роэ, Х. Мейер и др.). На структуру построек переносился принцип построения механизма; здания расчленялись в точном соответствии с последовательностью функциональных процессов, для которых они предназначались. В современной архитектурной теории преобладает тенденция к внимательному изучению творческого наследия мастеров функционализма.

Хай - тек - High technology - высокая технология. Cтилевое направление, для которого характерны: (1) использование новых композитных материалов; (2) проектирование объемов, напоминающих инженерные сооружения; (3) использование тубопроводов и других систем внутреннего обеспечения зданий в качестве архитектурных элементов.